Поддержать нас
Беларусы на войне
  1. Долгожитель среди классиков, одной фразой описал менталитет беларусов, не принимал советскую систему. Чем крут Янка Брыль — пять пунктов
  2. «Мы отрежем Крым от России». Командующий Силами беспилотных систем Украины Бровди о стратегии ударов
  3. В Полоцке проверили рассказ матери об избиении сына на тренировке по дзюдо. Каковы результаты
  4. Вводят пенсионные новшества
  5. В СК придумали новые подходы для преследования инакомыслящих беларусов — акцент делается на двух соцсетях
  6. «Спасибо за помощь ВСУ». Украинцы массово шутят над Максом Коржом в соцсетях
  7. «Лукашенко хочет стать Токаевым». Что будет с остановившимися переговорами Лукашенко и США по поводу политзаключенных? Мнение
  8. Для населения хотят ввести новые штрафы
  9. «Пашешь, пашешь, и все мало и мало». Беларусы, работающие врачами в Польше и Нидерландах, рассказали, как трудятся и сколько получают
  10. Быстрый гол, штанга, три удаления. В Мексике стартовал чемпионат мира по футболу — рассказываем
  11. Для водителей анонсировали новшество и пригрозили им «административкой»
  12. Лукашенко сменил одного министра, директоров заводов и главу крупнейшего госмедиахолдинга


Диетологи и медики давно признали пользу моркови. Из прошлых лабораторных исследований и экспериментов с животными известно, что содержащиеся в оранжевом корнеплоде соединения, такие как альфа- и бета-каротины, специфические полиацетилены и изокумарины, обладают множеством ценных для здоровья свойств, пишет Naked Science.

Изображение носит иллюстративный характер. Фото: Pixabay.com
Изображение носит иллюстративный характер. Фото: Pixabay.com

Попытки с помощью метаанализа обобщить научные данные о корреляции между веществами в моркови и заболеваемостью раком предпринимают не впервые. Однако ранее авторы рассматривали исключительно ретроспективные исследования и только какой-то один из видов онкозаболеваний.

Теперь ученые подошли к вопросу шире. Команда нутрициологов из Ньюкаслского университета (Великобритания) отобрала для метаанализа как ретроспективные, так и десятки проспективных исследований. В итоге в новый обзор, оценивающий связь между потреблением моркови (в сыром и приготовленном виде) и заболеваемостью всеми типами рака, вошли 198 научных работ с участием более 4,7 миллиона пациентов. Результаты опубликовал журнал Critical Reviews in Food Science and Nutrition.

Исследователи установили, что потребление 400 граммов моркови в неделю (пяти порций весом 80 граммов каждая) ассоциировалось со снижением риска онкозаболеваний примерно на 20%. Положительный эффект сохранялся, даже если недельный рацион включал только одну порцию этого овоща. Вероятность развития рака в таком случае снижалась на 4% по сравнению с теми, кто никогда не ел морковь. Это очень значимый показатель для небольшого изменения диеты.

Комментируя результаты, один из авторов исследования Чарльз Оджобор отметил, что большинство предыдущих работ были сконцентрированы на бета-каротине — желто-оранжевом растительном пигменте, которому морковь обязана яркой окраской. По словам ученого, контролируемые эксперименты не выявили особого влияния употребления бета-каротина на заболеваемость раком.

Вот почему Оджобор и его коллеги рассмотрели и другие фитохимические вещества моркови, а именно — полиацетилены, которые не имеют цвета, но известны выраженным противораковым действием. Исследование подтвердило, что антиканцерогенный эффект обеспечивала морковь в целом при ее достаточном количестве в рационе, а не одни лишь каротины.

Авторы подчеркнули, что положительное воздействие употребления моркови было устойчивым и не зависело от типа онкозаболеваний или географического региона исследования. С учетом установленной линейной зависимости ученые заявили, что совет чаще есть морковь можно непосредственно внедрять в рекомендации общественного здравоохранения.

Поскольку публикация работы выпала на предрождественские дни, авторы напомнили, что морковь — популярный овощной гарнир в праздничных блюдах. Так что во время застолий можно не только побаловать себя чем-то вкусным, но еще принести пользу здоровью, заключили ученые.